The Strypes
Кто: Росс Фаррелли (Ross Farrelly, вокал), Джош МакКлори (Josh McClorey, гитара, бек-вокал), Пит О’Хэнлон (Pete O’Hanlon, бас), Эван Уолш (Evan Walsh, ударные)
Откуда: Каван, Ирландия
Лейбл: Virgin EMI Records
То, что хорошая музыка из телевизоров и радио постепенно уходит в интернет, уже ни для кого не новость: профильные каналы либо ликвидированы, либо вынесены за скобки вещательного массива, а автомобилисты слушают информационные станции и «Такси FM». Кассеты – прерогатива дальнобойщиков, CD – школоты, винилом балуются немногочисленные эстеты. Все остальные – миллионы людей – находят, слушают, покупают музыку в сети. Чтобы залить в плеер новый альбом, скажем, Radiohead, не нужно идти в ларек за диском, а чтобы узнать о его релизе – штудировать бумажный журнал. Лет через десять-пятнадцать монстр по кличке «веб» чмокнет губами и втянет в себя последнюю порцию аудиогигабайтов на планете.
С другой стороны, очевидно, что интернет не только поглощает и переваривает существующую музыку, но и производит новую, а также способствует ее распространению. Я говорю не об авторах многочисленных каверов. Хотя, если уж быть честными, популярность группы First Aid Kit началась с того, что две ангелоподобные сестрички перепели в лесу “Tiger Mountain Peasant Song” Fleet Foxes и выложили видео на ютуб. И таких историй успеха десятки, если не сотни. Но в данном случае речь идет об исполнителях, которые сами что-то там кое-как лабают на коленке в спальне, сами продюсируют альбомы (на деньги, сэкономленные на школьных завтраках), а потом опачки – и просыпаются звездами.
Сегодня на повестке дня – и в моей отдельно взятой колонке, и в музыкальной критике вообще – The Strypes, квартет из ирландского захолустья. Нет, город Каван, конечно, не такая дыра, как Крэгги Айленд, где жили герои моего любимого ситкома “Отец Тед”. Но, в общем, весьма лютая провинция. Первое время The Strypes катались с концертами по клубам, черпая вдохновение в паб-роке 1970-х, но дело как-то не пошло. Фанатский пул постепенно набирался, а вот мечты о фестивалях, контрактах с крупными лейблами и обложках NME пока пока так и оставались мечтами. И тогда парни поднапряглись – и записали EP со смешным, претенциозным названием “Young Gifted & Blue” (2012). Сами, дома. Промоушн тоже делали своими силами – орали о себе на каждом интернет-углу.
И знаете, помогло: на следующий же день после релиза “Young Gifted & Blue” внезапно занял первое место в блюз-чарте iTunes. Такого успеха не ожидал никто. Ноэль Галлахер (Noel Gallagher), Роджер Долтри (Roger Daltrey) и Майлз Кейн (Miles Kane) рассыпались в похвалах, а мейджоры перегрызлись в борьбе за перспективных новичков. К чести The Strypes стоит отметить, что всего этого не было бы, если бы они играли шлак. Нет, у ребят все по-честному: бодренький рок-н-ролл дефис ритм-н-блюз дефис панк с отсылками к The Yardbirds, Rockpile, The Ramones. Или, если ближе к современности: Arctic Monkeys образца 2006 года встречаются с Джейком Баггом (Jake Bugg). Весело, громко, кутежно и немного ностальгически.
Интересно другое. В около-рок-н-ролльной среде сейчас распространен несколько иной путь к славе, и лежит он как раз через местячковую сцену, которая почему-то не стала для The Strypes трамплином, и через поддержку старших товарищей, которые откровенно прохлопали тот момент, когда нужно было хватать The Strypes в охапку и возить с собой в качестве разогрева по городам и весям. В этом ключе продуктивно работают, например, Mystery Jets, с чьей подачи Британия узнала о существовании Peace, Theme Park, Swim Deep, Temples и еще дюжины исполнителей. Путь “спальня-сеть-контракт” в большей степени характерен для гиков-интровертов, играющих электронную, а не гитарную музыку. Потому, что электронные композиции а) в принципе ближе к веяниям прогресса, чем традиционно-инструментальные б) абстрактны и не требуют живого воплощения в виде человека или концерта.
The Strypes с неожиданной легкостью доказали, что даже сегодня, в условный век высоких технологий, кучка подростков может придумать классную, но очень обычную музыку и продвинуть ее, что называется, подручными средствами. И не исключено, что в ближайшие годы нас ждет волна подобных самородков – как своеобразная оппозиция чиллвейву. Хорошо это или плохо – не знаю. С одной стороны, отрадно, что музыка может вот так свободно обращаться с рынком и, в какой-то степени, прогибать его под себя. С другой, в The Strypes четко ощущается оторванность от сообщества, и при всем рок-н-ролльном апломбе их мысленно хочется поставить в один ряд не с теми же Arctic Monkeys, а с One Direction. Отказавшись от тесной кооперации с коллегами, которая очень важна в рамках жанра, The Strypes фактически спозиционировали себя как продюсерский проект. И уже неважно, что в данном случае в роли продюсеров изначально выступили четыре школьника.
Почитать: http://thestrypes.com/
Купить: Дебютный альбом “Snapshot” вышел в сентябре 2013
Увидеть живьем: Тур The Strypes по Европе начнется 23 октября в Манчестере и завершится 16 ноября в Барселоне.
Похожие исполнители: Miles Kane, The Quangos, Beady Eye
Мнение: «The Strypes отдают всю свою энергию на возрождение музыки, которая была на пике популярности в годы молодости их бабушек и дедушек». The Guardian
1965 – В Мерсере, Пенсильвания, родился Трент Резнор - "голос поколения миллениума", лидер Nine Inch Nails, владелец студии Nothing Records, инди-музыкант, достигший мировой славы. Резнора часто называют "крестным отцом" Мэрилина Мэнсона »»
1997 – Пол Маккартни провел самое масштабное интернет-интервью. Во время онлайн-презентации альбома Flaming Pie экс-битл в течение 30 минут получил около 3 миллионов вопросов. Ответить Маккартни успел лишь на 200 из них »»
David IZENON (1932)
Jackie MCLEAN (1932)
Taj MAHAL (1942)
Bill BRUFORD (1948)
Gosta SUNDQVIST (1957)
ENYA (1961)
Josh HOMME (1973)