МУЗЫКА  Проверка пульса: апрель

Pet Shop Boys, Justice, Kelpe, Morphology, Lanark Artefax и другие электронные новинки апреля

Pet Shop Boys "Nonetheless" (Parlophone)

Их всех "старичков", оставшихся на плаву, Pet Shop Boys удалось лучше всех сохранить форму – их пластинки XXI века не то, чтобы затмевали классический репертуар, но смотрелись на его фоне вполне конкурентоспособно. Их 15-й лонг-плей "Nonetheless" традицию не нарушает, причем относительно нескольких предыдущих дисков у нового есть одно важное преимущество – продюсерская работа Джеймса Форда (James Ford). В отличие от Xenomania или Стюарта Прайса (Stuart Price), с которыми Pet Shop Boys работали раньше, Форд – продюсер без собственного звука, способный, что называется, "решить задачу строго по ТЗ". И если на двух предыдущих дисках Pet Shop Boys уж чересчур заигрывали с клубным звуком и норовили залезть чуть ли не в EDM, то на "Nonetheless" в плане аранжировок собрано примерно всё лучшее из периода 1985-1999, получилось этакое вечно актуальное породистое ретро. Выпущенная синглом и посвященная Рудольфу Нурееву "Dancing Star" идеально вписалась бы в альбом "Please" – тут и игривый электро-ритм, и отличные мелодии. Разве что в куплетах Нилу внезапно изменяет чувство рифмы – описание побега звучит так, словно Теннант вдруг решил спеть википедийную статью. Не уступают этому хиту и чуть более лиричные "Feel" или "New London Boy" (это уже почти уровень "Behaviour"), а "Bullet For Narcissus", где сочетаются танцевальный ритм и беспросветно минорный мотив, навевает приятные ассоциации с New Order. Общее ощущение от альбома всё равно остается радостным и весенним (в этом смысле по духу "Nonetheless" ближе всего к "Bilingual"). Возможно именно из-за этого ощущения весны к альбому все время хочется возвращаться, и впечатления от него от прослушивания к прослушиванию всё улучшаются.

Justice "Hyperdrama" (Genesis)

Одна из самых ожидаемых электронных пластинок этой весны, четвертый лонг-плей французского дуэта, идущего по стопам Daft Punk. По паре синглов и многочисленным слухам об участии на альбоме разного рода звезд создавалось впечатление что Justice готовят свой "Random Access Memories", то есть поп-пластинку, рассчитанную на аудиторию далеко за пределами любителей танцевальной электроники. Подозрение подтвердилось лишь отчасти – тут есть и именитые гости (Tame Impala, Conan Mocasin, Thundercat и соул-певец Miguel, но ведь ждали-то чуть ли не Арианну Гранде), и некоторое смягчение звука, но всё это выглядит вполне логичным продолжением того пути, по которому Justice идут уже полтора десятка лет. На "Hyperdrama" мы слышим по-хорошему помпезное диско, арт-рок стадионного масштаба под восьмидесятые с обилием клавишных соло и гомеопатическую дозу заигрываний с таким же масштабным техно-рейвом начала девяностых. Тут в пору проводить параллели не с последним опусом Daft Punk, а с поздними M83 или Chemical Brothers. Популярная электроника в лучшем виде.

Kelpe "LP10" (Kit Records)

Британец Кел Маккеоун (Kel McKeown) начинал 20 лет и 10 альбомов назад с современного на тот момент слегка хромающего IDM, и за это время перепробовал себя в довольно разных жанрах и звучаниях. К десятому альбому он пришел к гибриду органики и синтетики, где ударная секция почти целиком состоит из затейливо препарированных джазовых брейков (сыгранных самим Келом), а всё остальное – это, вопреки канону конца девяностых, не сэмплы, а синтезаторы. Слегка расстроенные, с нетривиальными гармониями и почти лишенные ярко выраженных запоминающихся мелодий (что внезапно оказывается им исключительно на пользу). На выходе получается довольно замысловатая музыка, электронная по форме и джазовая по содержанию – по духу "LP10" очень близок лейблу Brainfeeder, а ближайшим ориентиром для сравнения тут очевидно будет Dorian Copcept, пожертвовавший яркими соло в угоду сложности формы.

Morphology "Fractures" (Detuned)

В пространстве клубной электроники жанр "электро" оказался едва ли не самой консервативной веткой. Строгое следование заданным около 30 лет назад канонам считается здесь несомненным достоинством и признаком "трушности". Финский дуэт Morphology отходит от этого канона настолько далеко, насколько это возможно, сохраняя при этом принадлежность к жанру. На классический электро-минимализм у них наложено еще несколько слоёв – замысловатая приайдиэмленная перкуссия, тревожные эмбиент-текстуры и несколько алогичные мелодии. Кажется, если бы Orbital решили попробовать себя в электро формате, они бы звучали примерно так.

36 "Trance Anthems For A Sunken Generation" (3Six Recordings)

В какой-то момент Деннис Хаддлстон (Dennis Huddleston) начал выпускать по несколько пластинок в год, о которых сложно было написать что-то большее, чем "еще одна пластинка 36 – примерно такая же прекрасная, как и предыдущие 20". Видимо поняв это, музыкант решил самостоятельно сломать этот паттерн. "Транс-гимны" — это не совсем транс или, если точнее, совсем не транс, а этакий гибрид эмбиента с нервно пульсирующим deconstructed club – тревожные гармонии, абразивные текстуры с обилием овердрайва и глитчевой цифровой обработки и среди всего этого – патетические рейв-аккорды. От былого умиротворения не осталось и следа, теперь Деннис осваивает территории, где раньше царили Бен Фрост (Ben Frost) и Oneohtrix Point Never.

Abul Mogard & Rafael Anton Irisarri "Impossibly Distant, Impossibly Close" (Black Knoll Editions)

Несмотря на такой маневр мистера Хаддлстона, любителям спокойного, как арктический пейзаж, эмбиента будет чему порадоваться в апрельской подборке. "Открывший личико" экс-аноним Abul Mogard (за проектом, как оказалось, стоит итальянец Гвидо Дзен) в последнее время увлекся коллаборациями – пару лет назад он выпустил совместный альбом с Иваном Павловым aka CoH, теперь объединяет усилия с едва ли не главным на планете адептом печального глубоководного эмбиента, а заодно и мастеринг-инженером десятков прекрасных электронных альбомов. Результат – две идеально гармоничные печальные пьесы длиной по 20 минут, звучащие так, словно оркестр зомби играет на затонувшем уже Титанике музыку Брайана Ино (Brian Eno).

Aural Imbalance "Infinity Spectrum" (Spatial)

Лейбл Spatial, основанный два года назад Джеймсом Клементсом (James Clements) aka ASC, занимается довольно типичным для XXI века делом – развивает отличную идею, появившуюся в середине девяностых и не получившую должного продолжения. На Spatial Джеймс и его немногочисленные коллеги возвращают к жизни эмбиент-джангл или, как его называли в девяностые, арткор. Довольно долго основным форматом на лейбле были двенадцатидюймовые ЕР, но теперь Spatial решились на выпуск лонг-плеев, причем сразу двух – нового диска ASC "Reflections" и альбома ближайшего соратника Клементса, Саймона Хакстебла (Simon Huxtable) aka Aural Imbalance, который успел поучаствовать еще в оригинальном арткор-движении. И если "Reflections" хорош, то "Infinity Spectrum" просто прекрасен, здесь к саунду, на котором и держится вся эта сцена, добавляется хороший сонграйтинг – настолько, насколько это понятие применимо к довольно абстрактным инструментальным композициям. Кажется, Джеймс и Саймон достигли наконец точки, когда "обновленческий" арткор не только достиг уровня классики типа T-Power, но и добавляет к ней что-то своё.

Lapsed Pacifist "Hypatia" (A Strangely Isolated Place)

Lapsed Pacifist – имя в музыкальном мире абсолютно новое. За псевдонимом скрывается манкунианец Колин Данкерлей (Colin Dunkerley), по основному роду деятельности занятый концертной звукорежиссурой. Его собственная музыка под псевдонимом Neutral Neutron до этого выходила в совсем уж "низкопрофильном" формате. Тем не менее, его дебют на ASIP – заявка очень серьезная. Стилистически "Hypatia" – это вариация на тему стройного и величественного эмбиента без признаков ритм-секции, который так любят на этом лейбле. Но от музыки, скажем, Gunnar Jonsson Collider или Маркуса Гюнтнера (Markus Guentner) Пацифиста отличает многое. С одной стороны, его звук чуть более лоуфаен и абразивен – это не пиршество чистых синтезаторных тембров а-ля лейбл FAX, а симфония из шума, эха и полевых записей, этакая "музыка для ревербератора". Во-вторых, сами синтезаторные тембры – это скорее "дешевая цифра" откуда-то из конца восьмидесятых – такие звуки очень любит, например, Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin), но их он как бы выставляет на показ, в то время как Колин топит цифровые пэды в фильтрах и реверберации. Наконец, на фоне адептов "глубоководной музыки" у Lapsed Pacifist довольно разнообразная палитра эмоций и настроений от эйфории и тихой радости до тревоги и ужаса.

Lanark Artefax "Metallur EP" (AD 93)

В конце 2010-х Калум Макрей (Calum MacRae) считался крупнокалиберной восходящей звездой – он выпустил несколько ярких ЕР и прокатился по большим фестивалям с отличным аудиовизуальным лайв-шоу. Его музыка звучала как IDM, поднятый на новый уровень и идеально вписанный в современный контекст. Казалось, его место в ряду топовых электронщиков-новаторов где-то рядом с Аркой (Arca), Лоренцо Сенни (Lorenzo Senni), Холли Херндон (Holly Herndon), Koreless или Blanck Mass, осталось только подписаться на большой лейбл и выпустить альбом. Вместо этого Ланарк Артефакс на долгие пять лет вовсе исчезает с радаров. Пятитрековый миниальбом "Metallur" издан на лейбле AD 93, а это прямой наследник Whities, который в общем и открыл Калума музыкальному миру. Да и звучит пластинка так, словно на дворе всё тот же 2018-й – это его фирменный резкий, нервический и перегруженный информацией деконструированный пост-IDM, вот только в 2024-м он уже не звучит столь современно – не исключено, что перед нами архивный материал, записанный еще до пандемии. Нет, сбрасывать Lanark Artefax с парохода современности явно преждевременно, но для перехода в топ-лигу ему всё же предстоит совершить квантовый скачок, а даже намеков на это пока не видно.

Pye Corner Audio "The Endless Echo" (Ghost Box)

Очень активный в последнее время британец Мартин Дженкинс (Martin Jenkins) возвращается на лейбл Ghost Box – главный форпост хонтологической электроники. Как и следовало ожидать от такого союза артиста и лейбла, на "The Endless Echo" мы слышим медленное, мрачноватое, но не лишенное романтизма хоррор-диско. Монотонно пульсирующий бас, теплые синтезаторные тембры и появляющийся где-то под конец альбома вокодер переносят нас куда-то в середину 1970-х, но относительно всей электронной классики в музыке Pye Corner Audio гораздо больше "тела" – увесистого ритма, низких частот и общего ощущения плотности и тяжеловесности. Эти звуки вроде бы должны вызывать у нас ассоциации с космосом, но "The Endless Echo" – пластинка напротив очень "земная", параллелей с Джоном Карпентером (John Carpenter) или ранним Legowelt здесь куда больше, чем с Жарром или Шульце.

Mount Kimbie "The Sunset Violent" (Warp Records)

От Mount Kimbie, примерно как от Моби (Moby), можно ждать любых поворотов – краут-рок, фолк, IDM, R&B, бейс, хип-хоп – всем этим арсеналом они умело пользуются, но попадать в одну и ту же аудиторию им удается далеко не всегда. Будучи фанатом альбома "Love What Survives", их позапрошлогодний опус "MK 3.5. Die Cuts - City Planning" я с большим трудом дослушал до конца, поэтому от завышенных ожиданий в отношении "The Sunset Violent" был совершенно свободен. Однако по счастью, с трэповых битов и вокала, пропущенного через автотюн, группа переключилась на инди-поп, постпанк, лоуфай-рок и индитронику в духе начала нулевых – драм-машинки, стильно-скуповатые клавиши, лениво тренькающие перегруженные гитары и вокал "себе под нос". Громких хитов тут вроде бы и нет, но звучит альбом на удивление мило и свежо. Если вы, как и я, любите у группы скорее краут-роковую сторону, а также неравнодушны к аутсайдерскому инди двадцатилетней давности, то "The Sunset Violent" вас не разочарует.

Anders Ilar "Homeworld" (Touched Music)

Швед Андерс Илар – музыкант удивительно широкого охвата. Его пластинки выходили на таких разных лейблах как Shitkatapult, Merck, Audio.NL, Echochord и Pulse State, при этом он вроде бы не из тех, чье творчество охватывает весь спектр жанров от рока до брейккора. Андерс давно облюбовал пространство где-то между техно, IDM, эйсидом и дабом, и как правило не покидая периметр, смещается то к одной, то к другой вершине этой фигуры. На "Homeworld" он всё же решается освоить новые для себя территории - тон на альбоме задают эйсидные секвенции, но при этом Андерс очень ловко избегает всех связанных с этим жанром клише. Он изящно перемещается от треков совсем нетанцевальных (этакого заторможенного кислотного синтвейва) куда-то в сторону электро и брейкбита, затем вдруг включает "прямую бочку" на 6/8, а потом, уже окончательно отключив TB-303, погружается в пространство "Очень странных дел".

Il Quadro Di Troisi "La Commedia" (Raster)

Пластинка, датированная самым концом марта, но всё же уже попадающая в категорию #rewind – второй (не считая сборника ремиксов) альбом итальянского дуэта в составе регулярного героя "проверок" Донато Доцци (Donato Dozzy) и певицы Андреа Ноче (Andrea Noce). Надо заметить, что примеры, когда техно-музыканты удачно проявляли себя в поп-формате, можно пересчитать по пальцам, и это – как раз одна из редких удач. Впрочем, возможно дело тут еще и в том, что Андреа (которую мы знаем еще и по соло проекту Eva Geist) здесь отвечает не только за вокал, но и за сонграйтинг. Стилистически "La Commedia" – это рафинированный, с легкой грустинкой минимал-вейв, выдержанный при этом в итальянской песенной традиции. Поёт Андреа тоже, разумеется, на итальянском. Красота здесь именно в строгости и даже некоторой скупости аранжировок: добавьте сюда струнных или чуть более "пышных" клавиш – и получился почти Сан-Ремо, но здесь баланс выдержан идеально, буквально ни одной лишней ноты.

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

01.05.2024, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: