Если Париж символизирует Эйфелевая башня, а Лондон – Биг Бен, то, символами Еревана и Армении вполне может считаться дядя Дживан, как часто любовно называют выдающегося музыканта, исполнителя на дудуке Дживана Гаспаряна. 8 ноября в московском "Зарядье" состоится концерт легенды world music - исполнитель, чье имя навсегда вписано в историю мировой музыки, выйдет на сцену концертного зала вместе со своим внуком - Дживаном Гаспаряном-младшим.
Русскоязычные медиа буквально пестрят интервью с мастером, где он подробно рассказывает и о том, как начинал в детстве самоучкой играть, и о том, как Сталин подарил ему свои часы за прекрасное выступление, и о том, как несколько раз играл лично для Нельсона Манделы и британской королевской семье, и о совместной работе и близкой дружбе с Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel), Хансом Циммером (Hans Zimmer), Брайаном Ино (Brian Eno), Стингом (Sting), солистами Миланской оперы и многими другими звездами самых разных жанров.
И поэтому, отправляясь к Дживану домой, в обычную квартиру в тихом районе Еревана, мне пришлось долго думать, что бы спросить музыканта такого, о чем он еще никогда не рассказывал.
Когда я пришел к Дживану, он, сидя за столом, вытачивал вручную какую-то деталь для сделанного им самим бас-дудука. Я понял, что разговаривая с действующим музыкантом, спрашивать его следует не о его регалиях, а о том, чем он живёт сегодня.
Звуки: - Варпет (мастер – арм.), в чем вы видите свою роль в этой жизни?
Дживан Гаспарян: - Каждый человек должен делать все, от него зависящее, чтобы в конце жизни не думать о бесцельно прожитых годах. Я учу молодых музыкантов, сам изготавливаю инструменты, делаю аранжировки для ансамбля духовых народных инструментов и, наконец, я играю. А играю я уже очень много лет! За 75 лет моей профессиональной карьеры я объездил, наверное, весь белый свет, исполняя армянскую народную музыку на самых больших сценах и с самыми знаменитыми музыкантами мира. В 1947 году я впервые выступал в Москве, в Кремле. Потом был Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1956 году, - опять же в Москве, где я получил Золотую медаль. Это была моя первая награда.
В последний раз я был в столице России в прошлом году, где выступал в концертном зале "Зарядье". Вот и сейчас меня пригласили выступить там. После Москвы я вылетаю в США, где меня тоже ждут с концертом. Но, думаю, что это будет мой последний тур: ведь мне уже 91 год, и летать, меняя часовые пояса, мне уже не так легко. Но играть я буду столько, сколько мне отпущено свыше.
Я не могу не играть. Когда хоть один день не играю, чувствую себя больным. А какая, собственно, еще может быть роль в жизни у музыканта? Играть для людей, доставлять им радость, представлять и пропагандировать культуру своего народа. Думаю, что так ответит тебе любой настоящий музыкант.
Звуки: Каждая культура вносит свою лепту в мировую культуру. Как вы считаете, что дала миру армянская культура? Есть ли у нее какая-нибудь примечательная черта?
Дживан: Безусловно. Армянская музыка очень отличается от всех остальных музыкальных культур мира. Я не говорю о той музыке, которая сегодня звучит по радио или которую, тем более, играют в ресторанах и на свадьбах. Я имею в виду наши настоящие народные песни и наши классические народные мелодии. То есть обработки фольклора, сделанные Комитасом (настоящее имя - Согомон Кеворк Согомонян, (1869-1935) — армянский композитор, музыковед, фольклорист, певец и хоровой дирижёр. Благодаря трудам Комитаса, его усилиям по сохранению музыкального наследия и собственным музыкальным композициям, он стал источником большого вдохновения для армянских музыкантов последующих времен.- прим. ред.), Макаром Екмаляном (Макар Григорьевич Екмалян (1856-1905) — армянский композитор, дирижёр, педагог, фольклорист, ученик Н. А. Римского-Корсакова, классик армянской музыки, сыгравший значительную роль в развитии армянского музыкального искусства XIX—XX веков.- прим.ред.) и другими композиторами.
А наши духовные песнопения многими музыкальными критиками, музыковедами и специалистами считаются одними из лучших, если не самыми лучшими. Наши песни по настоящему христианские, небесные.
В качестве доказательства приведу такой пример. Несколько лет тому назад меня попросили наиграть саундтрек для одного итальянского фильма. И в качестве примера, прислали из Италии запись каких-то армянских музыкантов, которую они раздобыли у себя. Это была обычная танцевальная, я бы даже сказал, ресторанная музыка, лишь слегка напоминающая армянскую. Я напел и наиграл настоящую фольклорную мелодию и, услышав ее, режиссер и продюсер были поражены – это было совсем не то, что они себе представляли. Думаю, что мир просто плохо знает истинную нашу музыку!
В этой связи, кстати, очень здорово, что в этом году мы отмечаем 150-летию нашего Комитаса и информация об этом и, собственно, о нем, разошлась по всему миру. Думаю, после этого многим захочется познакомиться с нашей настоящей музыкой. И при внимательном ознакомлении, уверен, понимающие и знающие толк в музыке люди, вне зависимости от национальности, почувствуют, что она не похожа ни на одну другую. Как и наш язык.
Звуки: За свою долгую творческую жизнь вы переиграли с очень многими музыкантами самых разных жанров. Как у вас получается беспроблемно взаимодействовать с ними?
Дживан: А для меня нет разницы, кто играет, в каком стиле и жанре. Мне надо лишь знать, в какой тональности и в каком ладу играется мелодия. Мне этого достаточно, чтобы создать свою партию, сыграть свою импровизацию. Однажды я был в Риме, и там должен был состояться большой сборный концерт исполнителей народной музыки разных стран. И вот перед выступлением китайских исполнителей фольклорной музыки ко мне подошли организаторы и предложили сыграть вместе с китайцами. По их замыслу с китайским ансамблем должен был еще петь израильский вокалист. Китайцы отыграли вступление, настала очередь певца... А надо сказать, что концерт был задуман в виде сплошной импровизации – никаких репетиций, даже предварительного ознакомления с произведениями, которые предстояло играть. Думаю, всем известно, что китайская музыка сильно отличается от европейской и восточной. Певец вошел в мелодию и сразу же "поплыл" - ушел в другую тональность. Я, не дожидаясь окончания его партии и начала своей, рискнул и начал играть в "израильской" тональности и постепенно перевел ее в "китайскую". После выступления меня долго благодарили организаторы, и, конечно, израильский певец, за то, что я его попросту спас. Как у меня это получается, я не могу даже объяснить. Наверное, Бог дал мне этот талант, эту возможность, этот навык. Вот я и играю, не особо раздумывая над тем, как это у меня получается.
Звуки: Сейчас дудук используют и в рок-музыке, и очень часто - в поп-музыке (особенно в этом преуспели российские исполнители). Как вы считаете, насколько это оправданно и приемлемо?
Дживан: Я играл и с симфоническими оркестрами, и с рок-коллективами. И, в принципе, не вижу ничего плохого в том, что дудук получил широкое распространение. Просто надо знать, чувствовать, куда и когда вставлять этот инструмент. Мелодия, звучание, настроение должны совпадать, составлять единое целое. Иначе получится чепуха и дешевая подделка. Это, конечно, вопрос вкуса и таланта.
Однажды в Москве мне предложили послушать и оценить запись российской поп-исполнительницы. Там в середине песни звучал дудук. Кто играл, я не знаю, но главное – что играл. Так вот, в абсолютно веселую песенку о любви врывалось соло на дудуке, играющем древнюю армянскую траурную мелодию. Что я мог сказать этой девушке? Лишь внимательнее и тщательнее подбирать партнеров. А инструмент тут ни при чем, он ни в чем не виноват. Любую мелодию можно сыграть на любом инструменте. Люди на пиле играют - и все бывает нормально. Главное - иметь вкус, такт, понимать что, где и когда играть. Все остальное не важно.
Звуки: А как Вы относитесь к различного рода технологическим нововведениям в музыке – синтезаторы, компьютеры…?
Дживан: Я, конечно, не против нововведений, но я ярый сторонник натуральных звуков. Никогда не буду пользоваться всякими там электронными фокусами. У каждого инструмента есть свое природное звучание и именно с его помощью можно и нужно передавать эмоции исполнителя.
Лет 20 тому назад ко мне обратились японские специалисты и попросили подарить им звучание дудука. Я поиграл, они записали все звуки и постарались создать синтезаторный аналог звучания этого инструмента. Что сказать? Конечно, было очень похоже. И, скажем, на большой сцене, вместе с другими инструментами отличить этот звук от звучания настоящего дудука было бы достаточно сложно. Ну, как когда на синтезаторе играют, скажем, за симфонический оркестр. Все равно ведь отличается, каким бы серьезным и навороченным ни был электронный инструмент. Так и тут. Я – за натуральные звуки!
1980 – Власти ЮАР по политическим мотивам запретили пинфлойдовскую песню Another Brick in the Wall. Советские газеты выступили с критикой, поддержав музыкантов. Но строчка "Брежнев взял Афганистан" со следующего альбома группы заставила СМИ изменить точку зрения »»
Richard "Groove" HOLMES (1931)
John VERITY (1944)
Lesley GORE (1946)
Валерий ГЕРГИЕВ (1953)
Elliot GOLDENTHAL (1954)
Alec EMPIRE (1972)
Lily ALLEN (1985)