"Lament", который Einsturzende Neubauten 26 сентября наконец-то сыграли в московском Yotaspace – последний студийный альбом группы, вышедший после семилетнего перерыва (предыдущая работа группы, "Alles Wieder Offen", датирована 2007 годом). Для возвращения к совместной работе у EN был весомый повод – "Lament" был записан к столетию начала Первой мировой войны. Официально он называется даже не альбомом, а студийной реконструкцией живого выступления, состоявшегося в бельгийском городе Диксмейде – месте одного из крупнейших сражений Первой мировой. Впрочем, московское живое исполнение студийной реконструкции было неукоснительно-строгим – стало понятно, что сегодняшние EN уже давно не рок, а академический авангард. Когда их ранние вещи включал в свой репертуар Kronos Quartet, это еще выглядело вызовом. Нынешние EN – не меньшие перфекционисты, чем Kronos. "Lament" исполнялся от начала до конца, как единое произведение. Это не столько концерт, сколько концептуальный перформанс. В нем нет театральности, но извлечение звука само по себе оказывается зрелищем. Расставленная на сцене внушительная батарея диковинных инструментов сама собой оборачивается "машинерией войны" (так называется вступительная вещь альбома), а костыли в руках Александра Хаке во время исполнения "Achterland" - не банальная бутафория, отсылающая к искалеченным жертвам войны, но музыкальный инструмент.
В "Lament" звучат не столько песни, сколько свидетельства, реликвии, архивные документы. Это могут быть трагикомично домашние телеграммы, которыми накануне войны обменивались кузены "Вилли" и "Никки" - немецкий кайзер Вильгельм и русский император Николай II, соединенные в коллаж и ставшие неразличимыми гимны участвующих в войне мировых держав или просто перечень вступающих в войну стран и ставших местами сражения городов. Помимо этого, в выступлении EN звучали написанные в 1910-е годы стихи фламандского поэта-экспрессиониста Пола ван ден Брока и музыкальные произведения нидерландского композитора эпохи Ренессанса Якоба Кле́мента. Песни афроамериканского сочинителя регтаймов Джеймса Риза Иропа (James Reese Europe), во время Первой мировой воевавшего в 369 пехотном полку национальной гвардии США Harlem Hellfighters, состоявшем в основном из афроамериканцев, и писавшем музыку для полкового оркестра, и хит знаменитого сочинителя музыки протеста Пита Сигера "Where Have All the Flowers Gone?", который Бликса Баргельд поет на немецком, в той версии, в которой его в начале 1960-х исполняла Марлен Дитрих. И не важно, что это было уже и после Первой, и после Второй мировой. Война, перекроившая мир сто лет назад, до сих пор не окончена – полагает солист EN.
"Lament" – настоящее исследование, затрагивающее, в том числе и художественные корни самих Einsturzende Neubauten. Историю индастриала принято возводить к итальянским футуристам, к подобающей промышленной эпохе "Музыке шумов", придуманной художником и композитором Луиджи Руссоло. Что касается самого "Lament", то трудно не вспомнить основоположника футуризма Филиппо Томазо Маринетти, в своем заумном сочинении "Zang Tumb Tumb" воспроизводившего одно из сражений балканской войны – битву при Адрианополе - при помощи шумов и звукоподражания. Поэма Маринетти была опубликована накануне Первой мировой войны и выглядела не столько гимном войне, которого можно было бы ожидать от известного своими милитаристическими взглядами футуриста, сколько мальчишескую игру в войнушку. И Маринетти, и Руссоло упоминаются в исполненной на бис композици "Let's Do It A Dada" с предыдущего альбома группы, здесь необходимой как своего рода примечание. Дада, возникший в нетральном Цюрихе во время Первой мировой, в 1916 году, превратил опыты футуристов с заумными словами и шумами в гротескный антимилитаристский цирк, констатацию краха языка прежней культуры, приговор всем поэмам и всем гимнам, коррумпированным пропагандой.
Бликса Баргерльд к дада явно неравнодушен даже свой псевдоним он взял в честь немецкого дадаиста Йоханеса Теодора Бааргельда. К дада в послевоенной экспериментальной музыке кто только не апеллировал – от Кейджа до Фрэнка Заппы. В более или менее массовом сознании дадаизм казался чем-то хулиганским и веселым. "Lament" это тоже своего рода дадаизм, но в нем нет ничего смешного – это настоящий dark dada. EN возвращают языку, некогда заимстовованному у исторического авангарда, его историческое содержание – собственно, Первую мировую войну. И дадаистские шумы сливаются в величественный плач.
1965 – В Мерсере, Пенсильвания, родился Трент Резнор - "голос поколения миллениума", лидер Nine Inch Nails, владелец студии Nothing Records, инди-музыкант, достигший мировой славы. Резнора часто называют "крестным отцом" Мэрилина Мэнсона »»
1997 – Пол Маккартни провел самое масштабное интернет-интервью. Во время онлайн-презентации альбома Flaming Pie экс-битл в течение 30 минут получил около 3 миллионов вопросов. Ответить Маккартни успел лишь на 200 из них »»
David IZENON (1932)
Jackie MCLEAN (1932)
Taj MAHAL (1942)
Bill BRUFORD (1948)
Gosta SUNDQVIST (1957)
ENYA (1961)
Josh HOMME (1973)