Псой Галактионович КОРОЛЕНКО  Маги, волхвы и поэты

Псой Короленко с кабаре-версией стихотворений поэтов Серебряного века.

Театральный зал клуба "Мастерская" – необычное место для концерта. Небольшой зал без окон. Чёрные скамейки, чёрные стены, чёрный потолок. Всё очень строго и аскетично. С напитками в зал не пускают, в интерьере ничего лишнего. Ничто не отвлекает от музыки, нет табачного дыма и снующих официантов. На сцене – лишь чёрный стул, чёрный рояль и чёрный пюпитр. Обстановка очень камерная, и из-за сжатости и замкнутости этого пространства даже начинает казаться, что концерт проходит в бомбоубежище. Секретный концерт под бомбардировкой.

На сцену выходят пианистка Алёна Аленкова (чёрные туфли, чёрные чулки, чёрное старомодное платье, чёрный берет) и звезда подпольного шансона Псой Короленко (в костюме с галстуком, шляпе и с зонтом-тростью). Вид у Псоя несколько безумный: у него длинные волосы и обильные усы и борода, не хуже чем у персонажа известной книжки "Муфта, Полботинка и Моховая Борода", у которого в бороде росла брусника. Псой объявляет, что это "литературно-философское кабаре", но "кабаре – это не то же самое, что варьете". Новая программа составлена из песен с вышедшего в 2007 году альбома "Русское богатство. Том 1", а также из новых песен, которые войдут на ещё не вышедший диск "Русское богатство. Том 2". В рамках этого проекта Псой и Алёна исполняют песни на стихи русских классических поэтов, а также народные песни. При этом известные тексты видоизменяются и переосмысливаются. Меняя отдельные слова, Псой зачастую меняет смысл целого стихотворения. Иногда ему достаточно смены интонации, чтобы превратить серьёзное стихотворение в дурашливую прибаутку (всё-таки кабаре – это изначально развлекательный жанр). Подобные трюки с классикой Псой проделывал и раньше, до кабаре "Русское богатство". Так, на его сольном альбоме "Fioretti" (2001) есть песня "Пушкин", в которой препарированию подвергалось стихотворение Александра Сергеевича "Вакхическая песня" ("Что смолкнул веселия глас?..")

Начался концерт с песни "Брюсов" на стихотворение Валерия Брюсова "Юному поэту" ("Юноша бледный со взором горящим…") Далее прозвучала песня "Ананасы в шампанском", которая составлена аж из трёх разных стихотворений Игоря Северянина: "Это было у моря", "Увертюра" и "Качалка грезёрки". Причём, вместо строчки "И, внимая Шопену, полюбил её паж" Псой пропел "И, внимая Шопену, победил её паж", изобразив при этом удар невидимой шпагой. Взаимодействие Псоя с классическими текстами похоже именно на фехтование – на борьбу, полную уловок и обманных движений. Все ли зрители слышат эти уловки и подмены? А Псой иногда приплясывает, словно мультяшный кузнечик, иногда пританцовывает, будто пингвин, иногда – делает круглые страшные глаза, как Бармалей. Вот он объявляет песню "про призрака": "Бывает так, что в доме никого нет, но кажется, что кто-то есть: то вдруг упадёт что-то, то вдруг свеча сама погаснет…" И после этих слов начинается песня на знаменитое стихотворение Бориса Пастернака "Зимняя ночь" ("Мело, мело по всей земле // Во все пределы. // Свеча горела на столе, // Свеча горела…") В своё время песню на эти стихи исполнила Алла Пугачёва, и у неё вышла томная баллада. Псой же исполнил её так, что стихотворение превратилось в бодренькую балаганную песенку. Из других песен, прозвучавших в тот вечер, можно отметить "Фею" на стихи Максима Горького ("Легенда о Марко"). Когда-то эта трагичная история о юном рыбаке Марко входила в репертуар Александра Вертинского, теперь её исполняет Псой. Он поёт переделанный куплет:

А вы на земле проживёте,
Как глупые дяди и тёти:
Ни сказок про вас не расскажут, однако,
Ни фильмов про вас не покажут.

И намекает, что эти строки он обращает ко всем буржуа и обывателям, которых полно за стенами клуба, но тут, в зале, по словам Псоя, их нет. В зале собрались совсем другие люди, и именно к ним он обращает последний куплет, которого нет в оригинальном тексте Горького:

А мы на земле проживаем,
Как маги, волхвы и поэты.
Мы яркое солнце лобзаем
И радость имеем за это.

Мол, вы, дорогие зрители, и есть эти маги, волхвы и поэты, вы-то молодцы. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что одно из изменений Псоя не кажется удачным: его переделанное "А вы на земле проживёте, // Как глупые дяди и тёти" звучит менее убедительно, чем страшные слова оригинала "А вы на земле проживёте, // Как черви слепые живут". Впрочем, Псой развлекает публику, а испугаться она всегда успеет и без него – и как раз за стенами этого зала, где и живут эти самые "слепые черви". А пока звучит песня "Ёлка", более известная как "В лесу родилась ёлочка", причём Псой поёт этот текст в полном варианте, используя строки, опущенные в известной детской песенке. Также из уже известных песен прозвучали "Электричество" (на одноимённое стихотворение Зинаиды Гиппиус), "Рильке" (на русскоязычное стихотворение Райнера Марии Рильке "Утро") и "Картонный домик" (на одноимённое стихотворение Михаила Кузмина). К концовке этого грустного стихотворения Псой добавляет цитату из "Трёх поросят" Сергея Михалкова: "Я, конечно, всех умней, // Всех умней, всех умней! // Дом построю из камней..." При этом его голос меняется на ехидно-мультяшный, словно и впрямь в стихотворении Кузмина вдруг появляется новый герой – сам прозорливый Наф-Наф. Многие песни Псой предваряет комментариями: про одну говорит "а эта в начале будет похожа на КСП, а в конце – на клезмер", про другую "а эта – из репертуара Лео Ферре" (Leo Ferre – известный французский шансонье). В одном из эпизодов он ложится на пол и поёт лёжа. Алёна всё это время не слишком заметна: она спокойно играет на рояле, в то время как Псой кружит по сцене, как страшный жук (в своём полосатом костюме он и впрямь напоминает какого-нибудь гигантского колорадского). Лишь в одной песне Алёна немного помогла Псою в качестве бэк-вокалистки.

Новые песни Псоя и Алёны основаны на сильных литературных первоисточниках. В них за основу берутся тексты таких поэтов, как Николай Заболоцкий, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Велимир Хлебников и Марина Цветаева – список более внушительный, чем Брюсов, Гиппиус, Есенин, Кузмин, Чёрный с "Русского богатства 1". Впрочем, сильный литературный первоисточник – ещё не залог успеха. Во-первых, У Псоя есть песни на собственные стихи, которые не хуже переделанной и обращённой в полушутку классики. Во-вторых, некоторые стихи из новых песен слишком сильны, а сильное стихотворение, как гордый и свободный конь, не даст себя легко обуздать. Как пример можно привести песню "В этой роще березовой" на одноимённое стихотворение Заболоцкого. Стихотворение это настолько сильное, что противится любой мало-мальски шуточной интонации и переделке. Многим оно знакомо по песне "Иволга", что звучит в известном советском фильме "Доживём до понедельника". Тягаться с этой версией песни сложно, очень уж она хороша. Вряд ли Псой выигрывает в этом противостоянии, но концерт в целом оставляет приятное впечатление: после него хочется переслушать Вертинского, перечитать Хлебникова. В конце концов все эти песни-пляски Псоя вот для чего (как он сам пел в своей старой песне "Чтоб вам было хорошо"):

Я не против никого,
я хотел лишь одного:
чтоб вам было хорошо,
ля ля ля…

25.01.2011, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Псой Галактионович КОРОЛЕНКО - свежие публикации:

Сайт: www.psoy.ru

Псой Галактионович КОРОЛЕНКО